Предупреждение неблагополучия в семье
Семейное неблагополу?чие порождает массу проблем в развитии детей и подростков, в их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, угрожает их жизни и здоровью
Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:
— с явной (открытой) формой неблагополучия;
— со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни.
Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и со сторон окружающего мира.
К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения.
Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.
Вторую группу со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение.
Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми.
Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами хорошо видны окружающим, то в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы — отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы.
Основные причины семейного неблагополучия и их профилактика
В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье.
В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей.
В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:
- недостаточная забота;
- неправильный уход и питание;
- физическое и сексуальное насилие;
- игнорирование душевного мира и переживаний
Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.
Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю и не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.
Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов — всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.
Значительную долю семейных проблем составляют внутрисемейные конфликты. Сложно объяснить одной или двумя причинами конфликты в семье. Как правило, их гораздо больше, они могут накапливаться годами, зависеть как от внутренних особенностей семьи, личностных качеств её членов, так и от внешних причин – ситуации в обществе.
Чаще всего конфликты в семье вызывают пьянство и алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, материальные и жилищные проблемы, несовместимость интересов и целей сторон, совместное проживание нескольких поколений в стесненных условиях, вмешательство родственников в жизнь семьи, неправильное воспитание детей, развод, смерть одного из супругов, вступление в повторный брак.
Ни одна семья не может обойтись без конфликтов, это обычное явление. При возникновении конфликтов в семье больше всего страдают дети. Если в асоциальной семье конфликт оказывает прямое отрицательное воздействие на ребенка, то в благополучной семье – косвенное, изменяя личность ребенка.
Возможны три варианта развития событий:
- ребенок становится свидетелем родительских размолвок, скандалов, нападок друг на друга;
- ребенок превращается в объект эмоциональной разрядки обоих родителей;
- ребенка делают инструментом в разрешении конфликта.
В первом случае ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, вызвать чувство неприязни к родителям, потерю ребенком ощущения надежности и защищенности в семье, следствием чего является наличие у детей страхов, ночных кошмаров. Ребенок может замкнуться в себе.
Во втором случае ребенка ставят в неловкое, неприятное положение: от гиперопеки к вседозволенности. Малыша стараются привлечь на свою сторону, ограничить его общение с другим родителем. Негативное отношение к ребенку, завышенные или заниженные требования не позволяют ему адекватно оценить свое поведение и отношение с окружающими, что в свою очередь крайне травмирует психику.
В третьем случае ребенок живет не своей жизнью, а разрывается между родителями. Вместо поисков взаимопонимания родители нередко призывают принять сторону одного из них. Ради его поддержки родители пускают в ход любые средства – подарки, обещания. Это может привести к эмоциональным расстройствам (беспокойство, пониженное настроение, нарушение сна и аппетита, непослушанию, протесту, агрессии). Ребенок, привыкает манипулировать людьми в своих интересах.
Любые семейные конфликты провоцируют внутриличностные проблемы у детей:
- эмоциональную нестабильность,
- неуверенность в себе,
- тревожность,
- замкнутость, отчужденность.
Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения в его будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.
Таким образом, ребенку, чтобы защититься, приходится принимать на себя какую-то роль. Ролевые функции детей — это реакция на стресс, ставший проблемой в семье.
Приобщение детей к жизни складывается, из того как ребенок подражает взрослым, и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние родителей на детей очень велико.
Каждый ребенок с самого раннего возраста ждет участия своих родителей в их жизни, проблемах, трудностях, рассчитывают на родительскую поддержку, понимание и любовь. Однако такую любовь взрослые понимают по-разному:
для одних - это постоянный контроль, для других - постоянное выражение нежности, для третьих — материальное обеспечение, для четвертых — предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми, и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением.
В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего, ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).
В настоящее время еще одним источником неблагополучия является педагогическая несостоятельность родителей, которая характеризуется:
- низкой педагогической культурой;
- грубостью ребенка;
- неповиновением;
- отчуждением ребенка от коллектива, семьи.
В таких семьях родители имеют недостаточный уровень развития, не способны помогать детям в учебе, все усилия родителей направлены только на поддержание материального благополучия. Из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим способам социализации, играющим неблагоприятную роль, например, дворовым компаниям.
Такие семьи — источник безнадзорности детей и подростков!!