АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Распространение наркотической зависимости среди обучающихся является одной из актуальных социально – педагогических проблем. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит учреждению образования. На сегодняшний день в мире и стране особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие.
В учреждении образования проводится целенаправленная работа по воспитанию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек.
Вопросы воспитания у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической пропаганде, профилактики вредных привычек включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1-11 классов. Согласно плану воспитательной деятельности основной акцент на вопросы профилактики вредных привычек делается в ноябре в ходе Месячника правового воспитания и профилактики правонарушений и в апреле в рамках акции «За здоровый образ жизни». Но эта работа проводится в течение учебного года.
Профилактическая работа в школе строится по следующим направлениям:
- Работа с обучающимися
- Работа с законными представителями
- Работа с педагогическим коллективом
- Работа с межведомственными структурами
Цель работы:
• создание в школьной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления;
• распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических средств;
• формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
Информационно-разъяснительная работа ведется на протяжении всего периода обучения учащихся в школе, начинается в младших классов и продолжается до их выпуска. В ходе проведения мероприятий учащимся предоставляется точная и достоверная информация о наркотиках и их влиянии на психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включает следующие мероприятия: вовлечение учащихся в работу объединений по интересам, занятия в спортивных секциях; организация коллективно-творческих дел, конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь, детей, находящихся в социально опасном положении, требующих повышенного педагогического внимания, с которыми проводится ИПР; классные часы и беседы, анкетирование, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов, уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся.
С учащимися были проведены:
- беседы «Скажи «НЕТ» вредным привычкам», мини беседа «Что я знаю про ВИЧ»;
- диспуты «Наркотики: миф или реальность»;
- дискуссия «Скажем наркотикам НЕТ» к Международному Дню с борьбы с наркоманией и наркобизнесом;
- презентация «Пагубные последствия употребления психоактивных веществ»;
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением «Опасные игры», видеоэкскурс «Дорога, которая ведет в никуда»;
- конкурс рисунков, викторин «Мы за здоровый образ жизни», «Молодежь за ЗОЖ»;
- акция «Спорт вместо наркотиков»;
- анкетирование «Факторы риска»
- спортивные и культурно-массовые мероприятия, приуроченные к Дню профилактики наркомании, Дню профилактики СПИДа.
- встречи со специалистами УО «Буда-Кошелевский СПЦ» (беседа «Профилактика наркомании», тренинг «Выход есть всегда», просмотр и обсуждение видеофильма «Закладка»;
- встреча со священнослужителем (беседа «Сделай правильный выбор»).
Определенная работа проводится с законными представителями: родительские собрания, родительский университет, акция «Шаг на встречу», информация на сайте учреждения образования, в родительских чатах.
В школьной библиотеке сделана подборка материалов для проведения мероприятий по профилактике наркомании.
С педагогами вопросы профилактики наркомании были рассмотрены на совещании при заместителе директора, на заседании методического объединения классных руководителей рассматривался вопрос « Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения».
Определенная работа в этом направлении проводится и межведомственными структурами: встречи с сотрудниками ИДН (беседа «Ответственность несовершеннолетних за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ», «Профилактика вредных привычек», «Административная и уголовная ответственность»); встречи со специалистами здравоохранения (беседа « Пропаганда здорового образа жизни», профилактическая беседа «Наркотическая зависимость и ее последствия»
Следует отметить, что эффективность профилактической работы определяется тем, насколько у учащегося сформирована потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы педагогический коллектив основывается на том, что чем больше у ребенка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.
В текущем учебном году 80 учащихся 1-11 классов охвачены различной внеклассной деятельностью: объединения по интересам в учреждении образования посещают – 77 учащихся; при филиале Николаевский сельский клуб посещают 8 учащихся, организована занятость в шестой школьный день; в вечернее время учащиеся посещают спортивный зал.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по формированию у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике наркотиков имеет положительные результаты. Но вместе с тем, педагогическому коллективу нужно продолжать работу по формированию личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
своевременное выявление детей с асоциальным поведением, нуждающихся в оказании психолого-педагогической помощи.
«Список используемых источников»
- Агапова, И.А. Профилактика вредных привычек: авторские сценарии внеклассных мероприятий: 5–11 классы/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Планета, 2011. – 255с.
- Затуранова, Е.В. Воспитание через здоровый образ жизни, культуру и красоту/ Е.В. Затуранова// Социально-педагогическая работа. – 2006. – №2. –С.47-51.
- Новаш, Н.В. Профилактика вредных привычек у подростков/ Н.В. Новаш// Социально-педагогическая работа. – 2005. – №11. – С.30–33.