Единый урок по теме «Ола – сестра Хатыни»
(для учащихся 1-4 классов)
Цель: углубление знаний учащихся об историческом прошлом белорусского народа.
Задачи: способствовать осмыслению и пониманию учащимися событий Великой Отечественной войны, понятия «геноцид белорусского народа» в годы Великой Отечественной войны посредством ознакомления с трагедией в деревне Ола, формированию у учащихся чувства патриотизма, желания беречь и сохранять мир;
содействовать воспитанию нравственных качеств и чувства сопереживания, отрицательного отношения к насилию и уничтожению человека, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультиборд, «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для учащихся 1–4 классов / В.В.Толкачёв, В.А.Финевич, В.В.Таратынко, Е.Н.Мох, О.Ю.Певзнер– Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2023. – 63;
Памятные места Беларуси: совместный проект издательства «Адукацыя і выхаванне» и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны / Д. В. Кошевар, В. Н. Надтачаев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2022. – 250;
Интернет-проект «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны»
Ход единого урока
- Вводный этап
Педагог актуализирует знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, трагедии белорусского народа, используя фотовыставку, оформленную на доске.
– Каким событиям посвящены фотографии, размещённые на доске?
– Что Вы знаете о Великой Отечественной войне?
– Какие чувства вызывают у Вас эти фотографии?
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
В тот миг влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Война…
Сколько боли и потерь она несёт?!
В нашей стране нет человека, который не знал бы о Великой Отечественной войне. Белорусский народ потерял каждого третьего соотечественника. И это не только те, кто воевал. Это и мирные жители: женщины, старики, дети… История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашисты превратили в руины десятки тысяч городов и деревень нашей страны. Они убивали и истязали людей, не щадя женщин, детей, стариков.
Прошло более 80 лет с начала Великой Отечественной войны, но боль потерь и сегодня не затихает в наших сердцах. Остается мало свидетелей тех страшных событий, но не дают забыть о трагедиях и победах мемориалы, памятники, обелиски. Важно помнить тех, кто погиб во имя нашего светлого будущего.
- Информационный этап
Сегодня на уроке мы будем говорить о трагедии сожжённой деревни Беларуси в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Вспомним о деревне Ола Светлогорского района Гомельской области, которая 14 января 1944 была безжалостно уничтожена немцами. Педагог транслирует видеоролик и сопровождает его исторической справкой.
Давайте попробуем вернуться в прошлое. Представим, что мы находимся в тихой полесской деревушке Ола, расположенной среди лесов и болот, на берегу такой же тихой речушки Ола. Представили? Сейчас весна. Цветут сады. Поют птицы. В созидательном труде люди проводят день за днем. Такие же дети как вы радуются солнцу, голубому небу.
Все верят в завтрашний день. Строят планы. Никто не думает о войне. Все хотят мира.
Но неожиданно 22 июня 1941 года начинается самая страшная в нашей истории война. Деревня Ола замерла. Она расположена в почти непроходимой местности, поэтому, прячась от смерти, в деревню приходят люди из соседних населенных пунктов. Они верят, война ненадолго…
14 января 1944 года в 6 часов утра деревню со всех сторон окружил немецкий карательный отряд. Людей сгоняли в большой сарай. С собой просили взять только паспорт. Мирные жители были уверены, что всех куда-то вывезут из деревни. Никто не ждал самого страшного – смерти…
Всего 2 недели не дождались 1758 человек долгожданного освобождения. Каратели поджигали дома, сараи, в которых находились старики, женщины и дети. Те, кто пытался бежать – падали, скошенные автоматными очередями. Детей и взрослых, спрятавшихся в землянках и ямах, находили собаки, гитлеровцы их загоняли в дома, сараи, обливали горючей жидкостью и поджигали. Страх и ужас охватил жителей Олы. Они погибали от огня и взрывов гранат, которые забрасывались в окна и двери…
В тот день погибли 1758 человек. Из них 100 мужчин, 508 женщин, 200 стариков и 950 детей… Деревня была уничтожена.
21 июня 2020 года на месте сожженной деревни был открыт мемориальный комплекс «Ола» - место памяти и скорби.
По завершению просмотра педагог проводит блиц-опрос
Блиц-опрос
– Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
– Как называлась деревня, которую 14 января 1944 года сожгли немцы? (Ола)
– В каком районе Гомельской области находится деревня Ола?
(В Светлогорском районе)
– Как фашисты расправились с мирными жителями? (Сжигали заживо, расстреливали, в дама, сараи забрасывали гранаты)
– Сколько мирных жителей погибли в сожженной деревне? (1758 человек)
– Какие чувства у Вас возникли, когда Вы смотрели видео?
– Как увековечена память о сожженной деревне? (Открыт мемориальный комплекс Ола).
- Основной этап
Долгое время знаком памяти о сожженной дерене был Поклонный крест и камень, установленные на месте трагедии. В 2019 году было принято решение о строительстве мемориального комплекса. И уже 21 июня 2020 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко открыл данный комплекс. Учащимся предлагается для просмотра видеоролик об открытии мемориального комплекса.
По завершению просмотра видеоролика предлагается работа в группах «Тропа памяти». Класс делится на 4 группы, каждая получает свой конверт с объектом-пазлом мемориального комплекса «Ола». Задача детей – собрать пазл, приклеив его на альбомный лист, и познакомиться с информацией о собранном объекте.
Группы презентуют свою работу, размещают изображения объектов мемориального комплекса и формируют «Тропу памяти».
Карточка №1. Арки, символизирующие сожженные дома.
Вдоль улицы сожженной деревни расположены 34 стилизованные арки, которые символизируют «калитки» 34 домов некогда живой деревни. Рубленые формы «калиток» с изломом посередине как символ сломанных людских судеб. Каждая из «калиток» установлена на темно-серый постамент-пепелище.
Карточка №2. Камни с изображением лиц мирных жителей, расположенные вдоль мемориального комплекса.
В центре мемориальной части комплекса установлены 9 камней. Перед нами скульптура под названием «Не стреляй!!!». На ней изображена маленькая растерянная девочка, защищающая свою куклу от пуль. Она не понимает, что сама может погибнуть. На этой скульптуре ситуация замерла, если провести линию по следам от пуль на кукле, то можно увидеть, что следующая пуля попадёт в девочку…
Карточка № 3. Братская могила.
Постамент находится почти в центре мемориального комплекса «Ола». Мы видим гипсовую скульптуру воина, склонившегося на одно колено… Здесь захоронены мирные жители, беженцы из окрестных сел, замученные немецко-фашистскими захватчиками, и советские войны, погибшие при освобождении района. Всего – 2253 человека…
Карточка №4. Символичный крест и колокол.
В центре мемориальной зоны находится символичный крест и колокол. Именно здесь возлагают венки и цветы, как знак памяти о тех трагических событиях, о загубленных судьбах людей.
По обе стороны креста расположены 2 надписи: с правой стороны – «Мы жывём – пакуль помнiм»; с левой – «Мы жывыя – пакуль помняць нас».
После презентации работы в группах педагог подводит итог: «Ребята, общими усилиями мы постарались воссоздать одно из мест скорби нашего народа – сожженную деревню Олу. У нас получилась единая тропа памяти, о которой каждый год 14 января мы будем вспоминать вместе с вами. Мы эту тропу покажем нашим родителям, нашим педагогам и учащимся других классов. Мы знаем какой ценой нам досталась великая победа. Мы помним, мы гордимся!»
- Заключительный этап
Учащимся предлагается составить синквейн (3-4 класс) или написать пожелания будущим поколениям.
Комментируя ответы, педагог подводит учащихся к осознанию ценности мира.
На партах у учащихся находятся вырезанные из бумаги белые голуби. Педагог предлагает написать учащимся на бумажных макетах голубей одно слово, которое ассоциируется со словом «мир» (радость, дом, спокойствие, тишина и др.)
В это время транслируется видеоролик с песней «Птицы белые»
(По завершению дети крепят голубей (как символ мира) вокруг тропы памяти, посвященной сожженной деревне Ола.
Ола – это 12 Хатыней! Мы, сегодняшнее поколение, входим в новую эпоху, где не будет живых очевидцев событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Единственными свидетелями останутся вот такие памятные места – места гибели воинов и мирных жителей. Это история нашей Родины, которую мы не имеем морального права забыть, а должны помнить и знать, для того чтобы передать нашим детям, внукам и правнукам. – Какой наказ дают нам павшие? Как мы можем его исполнить? Задание «Колокола Олы»
Ола – не просто мемориал. Ола учит нас понимать, что самое дорогое на земле – мир. Давайте пообещаем себе и другим, что сделаем все возможное, чтобы мир был в классе, школе, семье, в нашей стране!
- Этап рефлексии
Приём «Синквейн»
1 строка – существительное (Ола);
2 строка – два прилагательных (сожженная, пылающая);
3 строка – три глагола (боялись, страдали, убили);
4 строка – цитата, строчка из стихотворения, эпиграф («Пока мы живы – мы помним! Помним, чтобы не повторить!»; «Мы хотели мира»)
5 строка – одно слово, которое станет итогом (Мир).
Единый урок, посвящённый 80-летию трагедии в д. Ола
«Ола – сестра Хатыни»
(для учащихся 5-10 классов)
Цель: углубление знаний учащихся об историческом прошлом белорусского народа.
Задачи: способствовать формированию представлений о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны посредством знакомства с трагическими событиями в д. Ола; содействовать воспитанию нравственных качества и чувства: сопереживания, отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультиборд, пособие «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»: учебное пособие для учащихся 5–9-х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания / составители: Толкачёв В. В. [и др.]. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023.; Тематическая выставка, видеоматериалы по теме: «Деревня Ола. Конвейер смерти», «Мемориальный комплекс ОЛА», «Я – помню»
Ход мероприятия
Ведущий.
Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. История деревни Ола.
В сентябре 1941 года, когда вся территория БССР была захвачена немецко-фашистскими войсками, в неволе оказалось примерно 7–7,5 млн её жителей. С первых дней оккупации фашисты ввели особый режим, который ограничивал права и свободы жителей Беларуси:
• всё население подлежало обязательному учёту;
• запрещалось проводить митинги и собрания;
• вводился пропускной режим, запрещалась жителям в определённое время суток находиться на улицах и в общественных местах и др.
Руководство нацистской Германии разрешило своей армии истреблять мирное население завоёванных земель любыми средствами: забирать у населения продовольствие и скот; организовывать места принудительного содержания советских граждан с невыносимыми условиями; заставлять много и непосильно работать; изнурять голодом и холодом; применять расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание; распространять эпидемии, не оказывать медицинской помощи.
Неотъемлемой частью немецко-фашистского оккупационного режима стали карательные операции.
За 1941–1944 годы оккупанты провели на территории Беларуси не менее 187 крупных карательных операций (по материалам уголовного дела о геноциде белорусского народа).
14 января 2024 года исполнится ровно 80 лет со дня страшной трагедии в деревне Ола.
Накануне Великой Отечественной войны в деревне Ола Светлогорского района Гомельской области насчитывалось 34 двора и проживало 168 жителей. Зимой 1943–1944 годов деревня оказалась в прифронтовой зоне. Поскольку она находилась в глухой местности, здесь укрывались беженцы из соседних деревень. По словам очевидцев, Ола в ту зиму была переполнена, в каждом доме жило по 30–40 человек. Людьми были заняты все хозяйственные постройки, бани, погреба и землянки. В ходе карательной операции в январе 1944 года погибли не только жители деревни Олы, но и жители 12 окрестных деревень, которые прятались здесь от немецко-фашистских оккупантов. В 6 часов утра 14 января 1944 года деревню окружил немецкий карательный отряд. Под выстрелы и лай собак всех жителей деревни Ола согнали в большой колхозный сарай. Тех, кто пытался бежать, расстреливали. Тех, кто прятался в землянках и ямах, находили собаки. Из сарая людей забирали группами, объясняя, что будут отвозить в тыл, но на самом деле отводили в другой конец деревни, заталкивали в дома и поджигали. Тех, кто выбегал из пламени, убивали. Спастись удалось немногим. Одним из свидетелей трагедии стал житель Олы Артём Устименко. Во время войны он был в партизанском отряде. В тот страшный день пришёл в родной дом. Своими глазами видел, как каратели приблизились к деревне и окружили её. Он решил, что пришли забирать мужчин, и спрятался на чердаке. Почувствовав запах дыма, спрыгнул и затаился в кустах, где и пролежал до самого вечера. А когда стемнело, встал и пошёл к тлеющим домам, но в живых уже никого не осталось. Ольга Курлович с малолетним сыном притворилась мёртвой среди трупов. Тарас Колеснев, истекая кровью, видел, как пулемётные очереди резали людей. Гавриил Кондратьевич Зыкун за несколько часов до трагедии ушёл с семьёй в лес, а по возвращении через несколько дней увидел сгоревшие хаты и погибших людей.
Просмотр и обсуждение видеоролика «Деревня Ола. Конвейер смерти»
Основной этап
Беседа с элементами практической работы
Вопросы для обсуждения:
– Какие эмоции у вас вызвала трагическая история деревни Ола и ее жителей?
– Почему мемориал ежегодно посещает такое большое количество людей несмотря на то, что прошло уже столько лет после этих событий? – Над чем заставляют задуматься нас, современников, трагические события, произошедшие в деревне Ола в годы Великой Отечественной войны?
– Почему преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны рассматриваются как геноцид и не имеют срока давности?
– Правда о войне – это гарантия того, что история нашей страны в годы Великой Отечественной войны никогда не будет искажена или переписана. Что необходимо делать, чтобы трагические события войны никогда не повторились на земле Беларуси?
Трагедия Олы – один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Беларуси, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации.
Работа с пособием (QR-код с.24, 26)
Проведение заданий «Слова-ассоциации» (5-6 кл), Гексы (7-8)
Заключительный этап
Ведущий.
Ола – это 12 Хатыней!
Мы, сегодняшнее поколение, входим в новую эпоху, где не будет живых очевидцев событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Единственными свидетелями останутся вот такие памятные места – места гибели воинов и мирных жителей. Это история нашей Родины, которую мы не имеем морального права забыть, а должны помнить и знать, для того чтобы передать нашим детям, внукам и правнукам.
– Какой наказ дают нам павшие? Как мы можем его исполнить?
Просмотр и обсуждение видеоролика «Я – помню»
(Обсуждение с учащимися необходимости сохранения исторической памяти о трагических событиях Великой Отечественной войны).
Вопросы для обсуждения:
– Как вы понимаете слова «Перед памятью время бессильно»?
– С каждым годом война от нас все дальше, а ветеранов и свидетелей трагических событий все меньше. Что можете сделать вы, чтобы память о трагических событиях и героях войны оставалась в веках?
Демонстрация видеоролика, посвящённого мемориальному комплексу «Ола».
Минута молчания