Информационный материал для интерактивной викторины "Мы узнаем"
Информационные материалы для интерактивной викторины «Мы узнаем»
Дата проведения: 19.12.2024
Тема: «Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией)
- Что такое профессиональное самоопределение?
Понятие профессионального самоопределения включает в себя процесс поиска и выбора профессии. Это внутренний анализ своих желаний и возможностей и соотнесение этих возможностей с заявленными профессиональными требованиями. Это самопознание, самооценка и самоанализ человека в мире профессии, процесс самоопределения личности, саморазвития, подготовки, обучения себя для более полного соответствия выбираемой профессии.
Профессиональное самоопределение – самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и осуществление профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессии<sup><sup>[1]</sup></sup>.
- Почему формула выбора профессии «хочу-могу-надо» считается оптимальной для успешного профессионального самоопределения?
Для самостоятельного, осознанного выбора профессии необходимо учесть следующие важные обстоятельства:
- Знание требований, которые та или иная профессия предъявляет к качествам специалиста. Соотнесение этих требований со своими возможностями (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент) и осознание того, что сможешь успешно выполнять эту деятельность (МОГУ).
- Знание потребностей рынка труда в кадрах этой квалификации и специальности. Речь идет об учете потребности не только государства в целом, но и конкретного района, города, причем на то время, когда вы сможете приступить к практической работе (НАДО).
- Знание собственных потребностей: область профессиональных интересов, уровень усилий в профессиональных достижениях. Эти знания помогут осознанию профессиональных намерений, того, чего человек хочет (ХОЧУ).
Все вышесказанное можно рассматривать как основные правила осознанного выбора профессии: это учет и соотношение «МОГУ – НАДО –
ХОЧУ». Зона совпадения стремлений личности (ХОЧУ), ее возможностей (МОГУ) и потребностей на рынке труда (НАДО) считается оптимальной, наиболее эффективной для профессионального выбора.
3. Какие профессии можно отнести к типу «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»?
«Человек – Техника»:
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Эти профессии связаны:
- с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
- с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
- с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
«Человек – Природа»:
В основе профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Эти профессии связаны:
- с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик,
геолог...);
- с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
- с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных
(ветеринар...).
«Человек – Человек»:
Профессии предполагают постоянную работу с людьми и связаны: - с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
- с обучением и воспитанием (воспитатель, тренер, учитель...); - с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...);
- с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...).
«Человек – Знаковая система»:
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
- с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
- с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
- с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник, картограф...);
- со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
«Человек – Художественный образ»:
Традиционно труд представителей профессий – «человек – художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. Художественный образ – результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессии данного типа связаны:
с созданием, проектированием, моделированием художественных
произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...); с изготовлением, воспроизведением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...)<sup><sup>[2]</sup></sup>.
4. Как опыт работы в волонтерских и студенческих отрядах, лагерях труда и отдыха может повлиять на выбор профессии?
- Развитие профессиональных навыков. Участие в волонтерских проектах, работа в лагерях труда и отдыха (далее – ЛТО) и студенческих отрядах помогает развивать важные профессиональные навыки, такие как командная работа, лидерство, управление временем (тайм-менеджмент), решение конфликтов и коммуникация. Эти навыки могут быть полезны в любой профессии;
- Осознание собственных профессиональных интересов. Волонтерство и студотрядовское движение, работа в ЛТО позволяют обучающемуся попробовать себя в различных сферах и сделать вывод, что ему действительно интересно и важно. Это может помочь в выборе профессии, которая будет приносить удовлетворение.
- Социальные контакты. Работа в волонтерских и студенческих отрядах, ЛТО предоставляет возможность познакомиться с людьми из разных профессиональных сфер деятельности, что может способствовать расширению возможностей трудоустройства в будущем.
- Профессиональный опыт. Волонтерский опыт и опыт работы в студенческих отрядах может быть полноценным дополнением к резюме при трудоустройстве, особенно для студентов и недавних выпускников. Это показывает нанимателю, что кандидат на вакантное место активен, инициативен и готов работать на благо общества.
- Социальная ответственность. Участие в волонтерских проектах и студенческих отрядах, ЛТО может сформировать у человека чувство социальной ответственности и желание работать в сферах, соответствующих волонтерской работе или работе профильного студенческого отряда, лагеря труда и отдыха.
- Опыт работы в условиях стресса. Работа в ЛТО и студенческих отрядах может быть напряженной, что способствует развитию
стрессоустойчивости и умения быстро принимать решения, что является важным во многих профессиях.
Таким образом, опыт работы в волонтерских и студенческих отрядах, лагерях труда и отдыха поможет не только расширить ваши личные и профессиональные компетенции, но и окажет значительное влияние на выбор будущей профессии.
5. Из каких достоверных источников можно получить информацию о профессиях?
1. Официальные государственные сайты:
- Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь<sup><sup>[3]</sup></sup>:
на сайте министерства часто размещаются данные о рынке труда, востребованных профессиях и статистике занятости;
- Министерство образования Республики Беларусь: на сайте министерства размещается актуальная информация об организации деятельности студенческих отрядов<sup><sup>[4]</sup></sup>, а также для поступающих в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования<sup><sup>[5]</sup></sup>;
- Национальный статистический комитет<sup><sup>[6]</sup></sup>: предоставляет статистическую информацию, включая данные о профессиях и занятости в стране;
- Комитет по труду, занятости и социальной защите: на сайте комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома<sup><sup>[7]</sup></sup>, а также областных исполкомов, представлен перечень объектов по обеспечению временной трудовой занятости молодежи в городе Минске и соответствующих областях республики.
2. Сайты учреждений образования:
- сайты университетов (например, БГУ<sup><sup>[8]</sup></sup>) и колледжей (например, юридический колледж БГУ<sup><sup>[9]</sup></sup>) содержат информацию о предлагаемых специальностях, учебных планах и перспективах трудоустройства выпускников.
3. Сайты молодежных общественных объединений:
- сайт Белорусского республиканского союза молодежи<sup><sup>[10]</sup></sup> содержит информацию о трудоустройстве для учащихся и студентов в рамках вторичной занятости и студотрядовского движения.
4. Профессиональные союзы:
- информационный портал федерации профсоюзов Беларуси<sup><sup>[11]</sup></sup>, предоставляет актуальные сведения о профессиях и их развитии в стране.
5. Рынок труда и сервисы по трудоустройству:
- порталы вакансий, такие как rabota.by, praca.by, gsz.gov.by, gorodrabot.by, где можно изучить спрос на различные профессии, а также получить представление о зарплатах и требованиях работодателей.
6. Научные и исследовательские работы:
- исследования и отчеты, выполненные учебными заведениями, научными организациями<sup><sup>[12]</sup></sup> или аналитическими центрами<sup><sup>[13]</sup></sup>, содержат информацию о состоянии профессий и прогнозах на будущее.
7. Социальные сети и профессиональные платформы:
- могут быть полезными для получения информации о карьерных возможностях и опыте специалистов из различных областей профессиональной деятельности.
[1] Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб.пособие для вузов по направлению и специальности «Психология» / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Academia, 2001. - 476, [1] с.
[2] Типы профессий по классификации Е.А.Климова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://spravochnikprof.narod.ru/klimov.html . Дата доступа: 06.12.2024.
[3] https://mintrud.gov.by/ru
[4] https://edu.gov.by/molodezhnaya-politika/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-imolodezhnoy-politiki/upr-molodezhi/informatsiya/zanyatost-i-predprinimatelskayadeyatelnost/normativnye-dokumenty/<sub> </sub>
[5] https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-professionalnogoobrazovaniya/prof-obr/priem-2024/<sub> </sub>
[6] https://www.belstat.gov.by/
[7] https://komtrud.minsk.gov.by/employment/youth/per-obj-v-gor-minske-po-obesp-zanmol.php?clear_cache=Y
[8] https://bsu.by/
[9] http://www.lawcollege.bsu.by/
[10] https://www.brsm.by/ru/employment-news-ru/view/vakansii-dlja-studentov-i-rasskazyvaemgde-i-skolko-mozhno-zarabotat-24827-2023/
[11] https://profgos.1prof.by/<sub> </sub>
[12] https://nasb.gov.by/rus/about/glavnaya/
[13] https://bisr.gov.by/glavnaya<sub> </sub>